«Управление фармацевтической организацией»

Цикл тематического усовершенствования

Цель изучения:

  • формирование у слушателей углубленных теоретических, методологических и практических профессиональных компетенций в области управления и экономики фармации.

Задачи:

  1. развитие у слушателей фармацевтических установок, фармацевтического интеллекта, фармацевтической осведомленности и фармацевтической культуры, организационно-экономического мышления;
  2. выработка основных навыков использования методов организации, управления, экономического прогнозирования и анализа в практической фармацевтической деятельности;
  3. подготовка слушателей к внедрению полученных знаний в фармацевтическую организацию.

 

Тема 1. Методология организационно-экономических исследований в фармации – 4часа

  • Организация фармации как наука, ее цели, задачи, объекты и предметы исследований. Место организации фармации в современном знании. Связь организаций фармации с другими фармацевтическими, медицинскими, экономическими, социологическими, управленческими, юридическими и другими науками.
  • Основные направления дифференциации организации фармациикак науки: фармацевтический маркетинг и организация фармацевтической помощи; экономика фармацевтических организаций; учет в фармацевтических организациях: кадровый, процессный, финансовый, инновационный и инвестиционный менеджмент, риск-менеджмент в фармацевтических организациях; фармакоэпидемиология, фармацевтическая география в соцэкосистемах; фармакоинформатика, фармакоэкономика. Логистика. Методы организационно-экономических исследований в фармации.

Тема 2. Развитие традиционных и современные теории управления – 4 часа

  • Теория организации и организационный менеджмент.
  • Классическая теория, «доктрина человеческих отношений», «эмпирическая школа управления», «школа социальных систем», «новая школа управления».
  • Процесс стратегического управления. Проблемно-целевое управление. Современная структура школ стратегического менеджмента. Методы проведения исследований в области стратегического менеджмента.

Тема 3. Современные концепции маркетинговой деятельности – 4 часа

  • Социально-этичный, стратегический маркетинг и маркетинг взаимодействия. Развитие базовых категорий маркетинга.
  • Фармакоэкологическая эконометрия новое направление в изучении потребности в ЛС отдельных регионов с учетом мониторинга социальной экологии. Понятие о фармацевтической географии взаимосвязи общественного здоровья населения, лекарственного обеспечения и географической среды.
  • Структура фармацевтического рынка. Динамика развития основных звеньев (производство, оптовая т розничная торговля, государственный сектор). Анализ потребительской удовлетворенности.
  • Система маркетинговых исследований в СОЛС.

Тема 4. Характеристика институциональной среды фармацевтического рынка – 4 часа

  • Формальные и неформальные институты, организации сферы обращения лекарственных средств (СОЛС). Иерархия формальных институтов. Различие понятий норма и  правило. Институциональные образования и средства.
  • Методы государственного регулирования и механизмы саморегуляции фармацевтического рынка. Правоприменительная практика законодательных актов, затрагивающих вопросы торговой деятельности, оборота наркотических и сильнодействующих ЛС, защиты прав потребителей и других участников СОЛС. Гарантии государства доступности лекарственных средств.
  • Прикладные стандарты фармацевтической деятельности. Отраслевые регламенты, затрагивающие основные бизнес процессы: закупка, хранение, отпуск, реализация, распределение, уничтожение, перевозка и др. Международные нормы надлежащей практики.
  • Ситуационное использование приемов фармацевтической этики и деонтологии при решении профессиональных проблем.

Тема 5. Система менеджмента качества в деятельности фармацевтических организаций – 4 часа

  • Эволюция понятия «качество» на фармацевтическом рынке.
  • Государственная система контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в РФ. Порядок подтверждения соответствия фармацевтической продукции.
  • Нормативно-правовое регулирование процедур по стандартизации. Стандарты ISО. Стандартные операционные процедуры (разработка). Уполномоченный по качеству: права и обязанности. Самоинспекция.

Тема 6. Управление персоналом – 4 часа

  • Структура кадрового потенциала на фармацевтическом рынке. Кадровая политика.
  • Процедуры управления персоналом: планирование, найм; адаптация; организация рабочего места; ротация; мотивация и стимулирование; высвобождение. Аттестация провизоров и фармацевтов.
  • Проблемы профессиональной мобильности.

Тема 7. Процесс управления ассортиментом – 4 часа

  • Признаки товара. Институциональные особенности формирования. Деление на группы (товарные категории). Критерии выбора.
  • Управленческий цикл. Приемы маркетингового и экономического анализа.
  • Приемы продвижения лекарственного и нелекарственного ассортимента.

Тема 8. Технологии оптовой реализации лекарственных препаратов– 4 часа

  • Лицензирование фармацевтической деятельности.
  • Характеристика оптовых посредников. Требования к аптечным складам. Складская логистика.

Тема 9. Управление продажами товаров аптечного ассортимента на основе современных технологий – 4 часа

  • Дилемма фармацевтической деятельности: бизнес или охрана здоровья.
  • Формирование доходов организации. Объективные и субъективные факторы, влияющие на доходы фармацевтической организации.
  • Содержание современных технологий управления продажами (сбалансированная система оценочных показателей; техника НЛП, построение программ лояльности и др.).

Тема 10. Система контрактных отношений на фармацевтическом рынке – 4 часа

  • Формальные и неформальные контракты. Система государственных закупок. Контрактные отношения внутри организации.

Тема 11. Развитие современных экономических теорий – 4 часа

  • Экономикс. Политическая экономика. Новая институциональная экономическая теория.
  • Преимущества использования НИЭТ для объяснения трансформационных изменений на фармацевтическом рынке.
  • Базовые категории НИЭТ: институты; трансакционные издержки, право собственности и др.

Тема 12. Бизнес-планирование – 4 часа

  • Основы предпринимательской деятельности. Порядок организации и регистрации фармацевтических организаций. Бизнес-план, его структура и алгоритм разработки. Предпринимательские риски.

Тема 13. Процессы ценообразования на фармацевтическом рынке – 4 часа

  • Регулирование ценообразования на лекарственные препараты и свободное ценообразование. Порядок регистрации цен.
  • Формирование ценовой политики.

Тема 14. Приемы фармакоэкономического анализа – 4 часа

  • Тенденции использования методов фармакоэкономического анализа в РФ и за рубежом. Стандарты лечения. Формирование Перечня ЖНВЛП.
  • Дизайн фармакоэкономического исследования. Проблема выбора метода, оценки эффективности, затрат, критических критериев оценки полезности и качества жизни.
  • Характеристика методов фармакоэкономического анализа. Математическое моделирование.

Тема 15. Анализ конкурентной среды и управление конкурентоспособностью фармацевтической организации – 4 часа

  • Понятие конкурентной среды фармацевтического рынка и конкурентоспособности фармацевтической организации.
  • Методы анализа конкурентной среды (контурный анализ, SWOT-анализ, расчет индексов).
  • Регулируемая конкурентная среда. Антимонопольное законодательство РФ.
  • Методические подходы к анализу конкурентоспособности фармацевтической организации и ее ассортимента.
  • Выбор стратегии конкурентоспособности.

Тема 16. Система налогообложения на фармацевтическом рынке – 4 часа

  • Налоговая система РФ. Налогообложение юридических лиц. Налогообложение физических лиц. Налоговое планирование.

Тема 17. Система учетной информации как инструмент управления деятельностью фармацевтической организации – 4 часа

  • Хозяйственный учет как информационная система для принятия управленческих решений.
  • Виды учета (оперативный, бухгалтерский, управленческий, финансовый, налоговый), учетные измерители.
  • Хозяйственные средства фармацевтической организации: состав, размещение, использование и источники образования. Хозяйственные процессы.
  • Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Тема 18. Контроллинг и финансовый менеджмент в системе управления фармацевтической организацией – 4 часа

  • Сущность и содержание финансового менеджмента как системы управления финансами организации.
  • Виды, задачи, цели финансового анализа. Аналитические качества бухгалтерского баланса. Методы, методика, приемы, этапы и блоки анализа.